Проектная работа позволяет самостоятельно планировать график и подбирать условия труда
19 октября 2016

Наставничество в процессе обучения: практические советы

Наставничество в процессе обучения это не инновация и не дань моде. При помощи наставничества новые сотрудники оперативно вовлекаются в деятельность организации и исполнение непосредственных должностных обязанностей. Но результат работы наставника зависит от применяемых им способов обучения нового работника. Какие практические советы целесообразны в данном случае?

Каким должен быть наставник?

В первую очередь необходимо начать с личности самого наставника. Он должен обладать такими качествами:

  • Профессиональная компетентность. Важно не только наличие специальных познаний и навыков, но и регулярное повышение квалификации;
  • Стаж. Наставник должен обладать соответствующим стажем в профессии в целом и в компании в частности. При стаже менее полугода вряд ли можно сказать, что наставник знаком со всеми нюансами деятельности;
  • Исполнительность и дисциплинированность. Это необходимо для обеспечения ответственности при обучении и желания выполнить поставленные задачи;
  • Стремление к преподаванию. Даже опытный специалист не сможет научить новичка, если он не знает, как правильно донести информацию;
  • Коммуникабельность. Наставничество предполагает индивидуальный подход, при этом важно уметь находить контакт с самыми разными людьми;
  • Эмоциональная уравновешенность. Не факт, что процесс обучения будет легким, некоторые вещи придется объяснять снова и снова;
  • Позитивность. Наставнику нужно понимать, что достигнуть цели можно лишь упорным трудом. Но достигнуть ее необходимо в любом случае.

Оптимальная схема наставничества

Наставничество — это не просто обучение сотрудника, здесь важен личный пример. Одним из наиболее рациональных вариантов можно считать такую схему:

  • Первый этап. Выполнение работы наставником. При этом все действия пошагово комментируются и разъясняются отдельные нюансы процесса.
  • Второй этап. Выполнение той же работы обучаемым. Также комментируются все выполняемые действия самим новичком.
  • Третий этап. Проведение анализа. Наставник указывает все ошибки, допущенные учеником, и объясняет, как их избежать.
  • Четвертый этап. Наставник еще раз выполняет работу сам.
  • Пятый этап. Работник повторяет продемонстрированный процесс.
  • Шестой этап. Анализ выполнения. И таким образом следует действовать до момента, пока ученик не станет выполнять обязанности должным образом.

Только личный пример и непосредственное желание наставника достигнуть поставленных целей способны превратить такой процесс обучения в инструмент, полезный для компании.